и дифференциации сыграла школа немецкого ученого Г. Шпе-мана. Им обнаружено явление «организационных центров» у зародышей животных, осуществлен экспериментальный анализ развития нервной системы и органов чувств, разработаны новые микрохирургические методики, в особенности способы трансплантации частей одного зародыша другому, что связано со специальной техникой снятия оболочек яиц и приготовлением специальных сред. Говорят об аутотрансплантации (аутопластике) в случае пересадки частей на другие м,еста того же самого зародыша. Но на 'зародышевых стадиях развития относительно легко удаются и гомотрансплантации (т. е. пересадки от одного зародыша другому зародышу того же вида животного), и гетеротрансплантации (пересадки от одного вида другому в пределах одного рода), и даже пересадки частей эмбрионов более отдаленных видов — ксенопла-стика. Животное, от которого берется трансплантат, называется донором; животное, которому пересаживается трансплантат, называют хозяином или реципиентом. Разработка методик трансплантации дала возможность обнаружить многие важные явления.
Огромный фактический материал шпемановской школы и ряд идей сохранили свое значение до настоящего времени, хотя, естественно, прогресс эмбриологии, генетики и всей биологии заставил отказаться от его теории индивидуального развития, в чем мы убедимся в дальнейшем.
Большую роль в развитии представлений о дифференциации и детерминации сыграли работы многих исследователей — Д. П. Филатова, Т. А. Детлаф, П. П. Иванова, П. Г. Светлова, Г. А. Шмидта, К. Уоддингтона, Дж. Нидгем,а, П. Вейса, Л. Барта, Ж. Рунстрёма, Т. Густафсона, Ж- Браше, Э. Вольфа, С. Герстадиуса, С. Тойввнена и многих других эмбриологов, генетиков, биохимиков.