среда

Шпемановская школа утверждала

 



что теперь наступает окон­чательная, стабильная детерминация в отличие от лабильной де­терминации на стадии бластулы или ранней гаструлы. Означает ли это, однако, что теперь клетки, наконец, так дифференцирова­ны и детерминированы, что произошло сужение их потенций, что окончательно предопределена судьба единичных клеток?

И на стадиях поздней гаструлы, а также нейрулы мы не впра­ве говорить об окончательной детерминации. Явление передетер­минации казавшихся необратимо детерминированными участков зародыша доказано на стадиях поздней нейрулы и хвостовой поч­ки. Особенно показательны опыты по развитию глаза и органа слуха у амфибий (работы Шпемана, Льюиса, Филатова и др.). Об этом говорилось в гл. VII. Шпеман в 1901 г. разрушал при по­мощи горячей иглы зачатки глазных бокалов у зародыша лягуш­ки на стадии нейрулы еще до момента образования из эпидер-мального слоя клеток хрусталика. В этом случае хрусталик сов­сем не развивался. Значит, для развития хрусталика нужен кон­такт эпидермального слоя с глазным бокалом. Если участок кле­ток, из которого мы ожидаем развития хрусталика, заменить участком эктодермы с другого места, то последний развивается в хрусталик.

Поведение клеток на любых стадиях развития зародыша пред определено, они действительно детерминированы, если продолжа ют быть в определенной биологической системе клеток, составля ют часть ее, находятся под замком корреляций и если организм развивается в определенных условиях.

Под детерминацией следует понимать, как об этом говорилоа в начале главы, установление в ходе онтогенеза организма, раз вивающегося в данных конкретных условиях, таких взаимосвязей между клетками, при которых клеточные комплексы проходят оп ределенный путь развития. Сами клетки при этом изменяются приобретают и утрачивают те или иные структуры и функции, это не подлежит сомнению. Более того, развитие организма приводит к таким стадиям, когда начинаются процессы дегенерации отдель­ных клеток и тканей, прекращается способность некоторых клеток к делению и тому подобные явления, зависящие опять-таки от за­кономерностей целостности организма. Клетки, специфически диф­ференцируясь, все более отличаются друг от друга. Но в то же время было бы чудом, если бы клетка какого-либо эпителия на­цело теряла свои основные видовые черты при сохранении способ­ности к делению.