Не требуется доказывать полную искусственность попыток привлечь результаты подобных опытов для объяснения индукции нервной пластинки хордомезодермой, имеющей место в ходе нормального развития животного. В одном случае наблюдается взаимное влияние частей развивающегося зародыша, а в другом — принципиально иное явление — развитие (или попытка развития) целого организма.
При экспериментальном изучении формирования нервной трубки у амфибий (опыты эксплантации и др.) превосходно доказано влияние на этот процесс других участков зародыша. Ф. Е. Леман удалял проспективную хорду у зародыша тритона, а Ж- Пастелс подавлял ее дифференциацию воздействием LiCl или посредством центрифугирования. В этих опытах сомиты формировались неправильно («сплавлялись»). При таких условиях стенка нервной трубки вместо того, чтобы сформироваться в тонкую пластинку, образует толстую массу (рис. 113,Л). Когда же нервные ткани дифференцировались только в контакте с хордой (без нормальных сомитов), то участок нервной трубки, контактирующийся с хордой, формируется в тонкую пластинку (рис. 113,fi). В случае наличия хорды и сомитов, находящихся лишь на одной стороне от нервной трубки, происходит формирование резко асимметричной нервной трубки (рис. 113,В). Когда спинной мозг развивается, будучи окруженным мезенхимой (т. е. без контакта с хордой и сомитами), стенки нервной трубки оказываются одинаковой толщины во всех участках (см. рис. 112.Г). И. Г. Гольтфретер и
B. Гамбургер (1955) предполагали, что в нормальном развитии кажущееся (на основании указанных опытов) антагонистическое действие хорды и сомитов дополняет друг друга, в результате чего формируется нормальная нервная трубка (рис. 1113.Д). Если такое объяснение и не кажется очень убедительным, нельзя не усмотреть в приведенных материалах прекрасное доказательство взаимодействия частей развивающегося эмбриона. Что же общего имеют с этими фактами данные об индукции вторичного эмбриона в случае пересадки губы бластопора в чужой эмбрион?
Понятия «ассимиляторной индукции» (установленное Г. Шпе-маном и Б. Гейницем в 1927 г.) и «компенсаторной индукции» (установленное О. Мангольдом в 1932 г.) указывают на тот интересный факт, что при трансплантации губы бластопора различным образом может вовлекаться в формирование вторичного зародыша клеточный материал хозяина, или, наоборот, вовлекается клеточный материал трансплантата в формирующийся из клеточного материала хозяина вторичный эмбрион.
Таким образом, необходимо отличать две принципиально разные группы явлений: взаимозависимость частей развивающегося эмбриона и экспериментальную полиэмбрионию. Особенно неаргументированно отождествлять явления индукции медуллярной пластинки в нормальном развитии с явлениями развития вторичного зародыша в орытах с мертвыми организаторами.