Н. К- Кольцов вводит понятие «силовое поле внешней среды» (гравитационное, световое и химическое), приписывая ему важное значение, так как оно влияет на силовое поле внутри зародыша, например определяет направление роста у сидячих животных.. Как видим, Кольцов при создании своей теории поля последовательно проводит принцип физико-химического рассмотрения явлений эмбрионального развития.
В новейшей эмбриологии Н. К. Кольцов нашел бы много фактов, не противоречащих его теории поля.
По данным эндокринологии зародышевого развития, разные участки зародыша, и не находящиеся в контакте, могут химически влиять друг на друга, и уже в эмбриональной развитии вступают в действие регуляторные биохимические механизмы. Начиная с 40-х годов получено много данныхfо том, что функциональная активность желез устанавливается еще в зародышевый период и что ряд зародышевых гормонов играет формообразовательную роль на строго определенных этапах развития эмбриона.
В гл. X говорилось о значении гормона щитовидной железы в метаморфозе амфибий. Исходное состояние генитальных структур у всех зародышей (у млекопитающих) одинаково. На этой ранней стадии половой системы имеются как женские (мюллеро-вы), так и мужские (вольфовы) протоки. Если удалить у таких зародышей закладки гонад, происходит развитие, характеризующее женский пол: исчезают вольфовы протоки, мюллеровы протоки сохраняются. Этот факт и другие показывают, что развитие женской половой системы у млекопитающих не нуждается в действии половых гормонов и в наличии яичников. Опыты показывают, что половая же система мужского типа может развиваться только при наличии полового гормона семенника, иначе не происходит дифференцировка вольфовых протоков и редукция мюлле-ровых протоков. Роль гормона семенника в развитии генитально-го тракта проявляется в самом начале нормальной половой диф-ференцировки гениталиев. У кролика, например, это происходит на 19—20-й дни развития. М. С. Мицкевич (1947, 1949) доказал, нто.если не допускать нормальной функции щитовидной железы у зародышей птиц, происходит задержка окостенения скелета, недоразвитие эмбрионального оперения и другие патологические явления. Зародышевое развитие у млекопитающих становится ненормальным в случаях отсутствия или недостатка тиреоидного гормона.
Имеются данные и о значении других желез. Н. К. Кольцов предполагал, что и на очень ранних этапах эмбрионального развития гормоноподобные вещества, нормально возникающие в ходе развития, играют регуляторную роль. Близкие к взглядам Кольцова мысли высказывали и другие исследователи. Б. Вейсберг (1958) предложил единую, физическую трактовку разных морфо генетических процессов, создав представление о «колебательных полях». Он изучал колебания электрических потенциалов у мик-сомицетов, сходство некоторых органических форм, например ко лоний шампиньонов, с расположением мелких частиц в акустическом поле. Вейсберг предположил, что колебательные поля приводят к тому, что клеточные комплексы должны разделяться на территории, внутри которых колебания синхронизируются по фазам, а между территориями создается разность фаз. Происходящее вследствие этого пространственное разъединение может приводить к морфогенетическим движениям: впячивание клеток лри гаструляции, расположение полукружных каналов внутреннего уха, формирование гребных пластинок у ктенофор и т. п.