среда

формирование головного убора



Итак, формирование головного убора, петушиного голоса и инстинкта совершается при участии гормона семенника.

При кастрации курица после первой же линьки надевает петушиный наряд как по форме, так и по окраске, на ногах выраста­ют шпоры . Если пересадить семенники кастрированным курочкам, то в случае хорошего приживления гормоны семенника могут вызвать образование зависимых самцовых признаков из тканей самки: развивается петушиный гребень, головной убор, курица начинает петь по-петушиному. Замечательно, что Зава-довский на основании многих своих опытов в 40-х годах сделал вывод о том, что ткани самца тождественны тканям самки, что под влиянием полового гормона самца они дифференцируются в ткани самца, а под влиянием женского полового гормона — в ткани самки. У птиц самка гетерозиготна, у нее оба гормона. Не касаясь исследований последних десятилетий химии половых гормонов и их формообразовательной роли, следует отметить, что выводы Завадовского о гетеросексуальности кур вполне соответст­вуют представлениям генетики о гетерогаметности самки (они не­сут ХУ хромосомы, а самцы — XX хромосомы).

Подобные описанным эксперименты проведены Завадовским на фазанах и других птицах, а также на млекопитающих.

Представление о том, что тот или иной вторично-половой при­знак развивается из тканей покровов головы при участии полово­го гормона семенника, например петушиный гребень развивается из тканей покровов головы, Завадовский выразил формулой: X+Y,>А, где X — ткани покровов головы; У — половой гормон семенника; А — символ петушиного гребня. Это «алгебраическое» выражение того, что между X и У существует взаимодействие, которое необходимо для развития признака.

Было показано, что, как правило, там, где одна система оказы­вает влияние на другую, то и эта другая оказывает влияние иа пер­вую, образуя взаимодействующую систему: если У оказывает вли­яние на X, то и X оказывает в свою очередь влияние на У. Если отрезать гребень у петуха, то можно убедиться в том, что гребень, развившийся под влиянием семенника, в свою очередь оказывает влияние на жизнь семенника: у петухов со срезанными гребнями семенники развиваются значительно сильнее, чем у нормальных, контрольных петухов, происходит увеличение массы семенников в 1,5—2 раза. Гребень оказывает какое-то формативное влияние на развитие семенника, а семенник стимулирует гребень. Взаимо­влияние этих органов имеет взаимно противоречивый характер. Завадовский выражает это взаимодействие как «плюс минус взаимодействие». Семенник^гребень. В опытах на следующих системах автор убедился в правильности своих представлений.

1. Семенник — гребень. 2. Яичник — матка. 3. Семенник —се­менные пузырьки. 4. Гипофиз (гонадотропный) — яичник. 5. Гипо­физ (гонадотропный) — семенник. 6. Гипофиз (тиреотропный) — щитовидная железа. 7. Гипофиз (лактогенный) —яичник.

Приведем один пример. Яичник млекопитающих стимулирует развитие матки. Если удалить яичник, то матка атрофируется.