среда

все клетки зародыша и их ядра эквипотен­циальны



Г. Дриш считал, что все клетки зародыша и их ядра эквипотен­циальны, одинаковы по своей «проспективной потенции» и обла­дают одинаковой способностью развиваться в любую часть орга­низма. Проспективная потенция гораздо шире, чем ее проспектив­ное значение, т. е. то, что на самом деле реализуется. Проспек­тивные потенции эквипотенциальных частей при развитии зародыша всегда ограничиваются, так как зародыш является гар­монической эквипотенциальной системой, которой подчинены все части.

Экспериментальные «доказательства» витализма он пытался находить, в частности, в явлениях регенерации и в опытах по раз­витию новых целых организмов из изолированных (изъятых из систем целого зародыша) бластомеров полагая, что оставшиеся части зародыша перестраиваются и создается новая гармониче­ская эквипотенциальная система.

Дришем была создана виталистическая философия биологии, которую можно назвать идеалистическим эпигенезом (Б. П. То-кин, 1933). Он заимствовал у Аристотеля понятие «энтелехия» (см. гл. I). Это, якобы, истинная сущность явления в отличие от «динамис», т. е. от возможности его осуществления. «Энтелехия» — особый витальный внепространственный, вневременной, нематери­альной природы фактор. Его нельзя уподобить и энергии, так как он не может иметь количественную характеристику. Это фактор, стоящий над клетками, тканями и материей. Энтелехия — «инже­нер развития». Представление о развивающемся организме Дриш выразил формулой B(x)—J{S, I, E), где проспективное значение какой-либо части х организма (то, что реально формируется из этой части в ходе развития организма) обозначается В; это проспективное значение части х есть функция / величины этой части S, ее положения в целом / и энтелехии Е. Энтелехия, не будучи многообразием в пространстве и времени, создает таковое, подоб­но тому как акт художественного творчества, сам по себе не про­странственный, выливается в создание пространственного харак­тера. В связи с результатами опытов по изоляции бластомеров Дриш утверждал, что идея целого находится в его частях; разви­тие новых целых организмов нельзя объяснить свойствами мате­рии. Попробуйте, говорил он, разрезать на две части автомобиль. Мы не получим из него два автомобиля. А зародыш является та­кой машиной, у которой каждая часть может стать полноценной машиной такого же рода. Основная идея Дриша, касающаяся раз­вития организма и неизбежно приводящая к идеализму, такова. В ходе индивидуального развития происходит увеличение прост­ранственного многообразия (речь идет о всех «элементах» заро­дыша). Однако в окружающем зародыш пространстве сколько-нибудь значительного разнообразия нет. Значит (?), многообразие возникает как бы из ничего. Таким образом, нельзя обойтись без представления об особом виталистическом факторе, обеспечива­ющем это многообразие, без понятия «энтелехия».