среда

ГЕНЫ И ОРГАНОГЕНЕЗ

В конечном счете все явления развития организма и возможность отклонений от этого развития имеют основу в генотипе; гены «кон­тролируют» развитие. Развитие наследственных признаков, реали­зация их генотипа в фенотипе, зависит от взаимодействия различ­ных наследственных факторов и от условий развития. Данный признак может проявиться неполно или совсем не проявиться в онтогенезе, если не будет соответствующих условий.

Известно более 1000 наследственных болезней человека. С точки зрения эмбриологии и биохимии эти болезни можно рассматривать как аномалии развития, вызываемые наследственно закрепленным нарушением различных биохимических процессов на разных стадиях индивидуального развития организма, наруше­нием нормальной интеграции зародыша на той или иной стадии развития. Естественно, чем ранее в эмбриональном развитии на­рушаются те или иные стороны метаболизма, тем больше наблю­дается дефектов в развитии.

Состояние генетики и эмбриологии не таково, чтобы можно было вполне удовлетворенно объяснить биохимический и иной вероятный механизм действия генов на процессы развития орга­низма, на органогенез. В то же время генетическая обусловлен­ность различных отклонений от нормального развития не вызы­вает сомнений, и в некоторых случаях вскрыто, что те или иные аномалии связаны с определеными хромосомами и зависят или от мутаций, или от условий развития, так что нет оснований со­мневаться в возможности генетического и цитогенетического объяснения любой наследственно обусловленной болезни. Благо­даря работам. С. Райта и К. Вагнера (1934) стала известна му-тантная линия у морских свинок, для которой характерны законо­мерные, поддающиеся генетическому анализу аномалии в развитии головы: происходит в большей или меньшей степени недоразвитие передней части головы, приводящее к циклопии. Голова даже вообще может не развиться, хотя все в области туловища разви­вается более или менее нормально. Подобные мутации отмечены и у мышей. У мышей же зарегистрирована мутация, влекущая за собой укорочение или даже полное отсутствие хвоста. Обнаружены такие мутации, как отсутствие ног у телят, деформация клюва у птиц и многие другие. Молекулярно-генетический анализ этим явлениям не дан — не выяснено, какие моменты последовательных стадий развития подобных патологических процессов следует ста­вить в причинную зависимость от генной активности.