среда

Зарегистрированы мутации

 



выражающиеся в увеличении чис­ла пальцев на передних или задних конечностях. Такие мутации обнаружены Т. Картером в 1954 г. у ряда животных, но генети­чески изучены у немногих (например, мутация у мышей, называе­мая luxate и обозначиваемая 1х).

Генетически изучена аномалия в развитии дрозофилы, выра­жающаяся в том, что вместо развития из соответствующего имаги-нального диска антенны развивается маленькая конечность с дву­мя коготками. Из имагинальных дисков, предназначенных для раз­вития глаза или крыла, формируется конечность. Доказывается, что эти ненормальности в развитии обусловлены изменением ге­нетической конституции — присутствием мутантных генов вместо нормальной аллели этого гена.

Одним из убедительных примеров плодотворного генетического анализа процессов развития является анализ механизма определе­ния пола, связанного с особенностями состава хромосомного аппарата. Так, у прямокрылых насекомых и у самок млекопитающих две половые Х-хромосомы (XX), а у самца — только одна Х-хро-мосома и одна У-хромосома {XY), отсутствующая у особей жен­ского пола. Таким образом, в этом случае самцы являются гете­розиготными в отношении определения пола. Имеются два типа •сперматозоидов: оплодотворение одним приводит к развитию самок, оплодотворение другим — к развитию самцов.

У птиц, бабочек и некоторых рыб гетерогаметные (в отноше­нии определения пола), наоборот, самки. В отношении определения пола у ряда животных оказалось превосходное совпадение гене­тических, цитологических и эмбриологических данных. Однако генетический механизм определения пола для многих животных •остается еще неясным. У рыб не наблюдается видимых различий между половыми хромосомами и обычными аутосомами. У земно­водных и пресмыкающихся также не удалось выявить половые хромосомы. У некоторых животных определение пола зависит только от среды. В этих случаях оплодотворенные яйцеклетки по­тенциально бисексуальны: в зависимости от тех или других усло­вий развивается самец или самка. Примером этого может слу­жить Bonellia viridis