среда

Внутренние процессы при метаморфозе насекомых

 



впервые были описаны в ставших классическими исследованиях А. О. Ковалевского (1887). Он показал, что происходящие при линьке на куколку и кажущиеся внезапными изменения общей формы тела и появление зачатков крыльев, ног, яйцеклада и других органов на самом деле подготавливаются еще у личинки. Наружные при­датки тела, отсутствующие у взрослой мухи, закладываются у ли­чинки в форме дисковидных утолщений гиподермы, состоящих из мелких клеток. Эти утолщения, названные имагинальными диска­ми, растут благодаря размножению составляющих их клеток, но при этом погружаются внутрь и не видны снаружи (рис. 102). Только во время линьки на куколку имагинальные диски «выво­рачиваются»— выходят на поверхность и принимают форму тех органов, зачатками которых являются. Остальная гиподерма ли­чинки может превратиться в кожные покровы имаго, подвергшись большим или меньшим гистологическим преобразованиям, но у мух личиночная гиподерма полностью дегенерирует и замещается но­вой, образующейся за счет специальных имагинальных дисков.

Подобные же процессы дегенерации личиночных тканей и замещения их имагинальными происходят и во внутренних орга­нах. Источником образования передней и задней кишки взрослой мухи служат скопления имагинальных клеток, имеющие форму колец. В средней кишке личинки мелкие имагинальные клетки рассеяны диффузно между крупными личиночными клетками. Раз­множаясь, они образуют небольшие пла­

стинки, которые разрастаются поверх ли­чиночной кишки и, сливаясь, образуют новый эпителий кишки, а личиночные клетки разъединяются и оказываются лежащими внутри имагинальной кишки, где и перевариваются.

Аналогичные процессы происходят в мальпигиевых сосудах, жировом теле, мускулатуре и т. д. Таким образом, во время метаморфоза весь организм насе­комого в большей или меньшей степени  обновляется. Обычно при этом меняются образ жизни (появляется способность к полету), характер питания, поведение, инстинкты. Разрушение личиночных ор­ганов (гистолиз) часто совершается при участии фагоцитов

Большой интерес представляет физио­логический механизм метаморфоза насе­комых. Раньше полагали, что причиной разрушения личиночных органов являет­ся старение, снашивание их клеток.

В настоящее время имеется огромное количество экспериментальных данных, которые показывают, что все пост­эмбриональное развитие насекомых находится под контролем гор­мональных факторов.

Наиболее важными инкреторными структурами насекомых яв­ляются нейросекреторные элементы мозга, торакальные железы и прилежащие тела (corpora allata), расположенные в голове. Функ­циональные отношения между этими органами схематически мож­но представить следующим образом. Нейросекреторные клетки выделяют вещества, стимулирующие деятельность торакальных желез. Последние выделяют гормон линьки. Если удалить тора­кальные железы, насекомое утрачивает способность линять и, сле­довательно, дальнейший рост и развитие становятся невозможны­ми. После реимплантации торакальных желез линьки возобновля­ются. Торакальные железы достигают максимального развития накануне метаморфоза, а у взрослого насекомого дегенерируют, в результате чего имаго больше не линяет.

Секрет прилежащих тел получил название ювенильного гормо­на. Пока в крови содержится достаточно ювенильного гормона, линьки не сопровождаются значительным изменением формы и имеют личиночный характер. Накануне метаморфоза активность прилежащих тел падает, содержание ювенильного гормона в крови резко снижается и становится возможным превращение. Это до­казывается опытами с клопом Rhodnius: удаление прилежащих тел у молодой личинки вызывает преждевременный метаморфоз и образование карликового взрослого клопа. Наоборот, трансплан­тация прилежащих тел от молодой личинки к личинке последнего возраста, которая должна превратиться в имаго, делает эту по­следнюю линьку личиночной и приводит к появлению лишней личиночной стадии.