среда

Результаты опытов

 



дают право автору делать вывод о том, что ядро может обусловить дифференциацию клеток и в то же время сохранять генетическую информацию, необходимую для нормаль­ного процесса развития. Т. Кинг и Мэк-Киннель (1962) пересажи­вали в яйцеклетку лягушки Rana pipiens ядра клеток опухоли (аденокардициномы), возникающие при образовании опухоли из дифференцированных «леток почки. В этих опытах были получе­ны плавающие головастики с дифференцированными хордой, ко­жей, мозгом, мышцами и т. д.

Трудно сделать определенные выводы из опытов Р. Бриггса и др. (1964), проведенных на яйцах аксолотля. Яйца освобождали •от оболочек, хромосомы их разрушали действием ультрафиолето­вых лучей. Активация яиц к развитию вызывалась действием электрического тока. Ядра для пересадок брали от других заро­дышей со стадии нейрулы, из клеток хорды, боковой мезодермы, медуллярной пластинки и энтодермы. В большинстве случаев развитие не шло дальше стадии бластулы и ранней гаструлы, но при пересадке ядер из хорды развитие иногда продолжалось до стадии нейрулы (6% случаев), хвостовой почки (4%) и даже до вылупления (0,6%). При инъекции ядер, взятых из клеток •нервной пластинки, в 3% случаев нормальное развитие продол­жалось до стадии нейрулы.

Исследователями дается противоречивая оценка всех опытов по пересадке ядер. Одни считают, что, по-видимому, происходят какие-то необратимые изменения клеточных ядер, другие сомне­ваются в реальных возрастных ограничениях ядерных потенций на таких поздних стадиях, как хвостовая почка.

Интересны опыты ряда авторов, пытавшихся разрешить проблему роли ядра и цитоплазмы в развитии путем убиения ядер яйца или бластомеров действием ионизирующей радиации. Они исходили из гипотезы, будто при действии ионизирующего излучения можно убить ядро клетки, а цитоплазму оставить нор­мальной.

Б. В. Конюхов (1973) так представляет контроль клеточной дифференциации. Дифференцировка клеток связана прежде всего с синтезом специфических белков, появление которых определя­ется дерепрессией локусов ДНК и синтезом соответствующих иРНК. Многие думают, что процессы дифференциации и морфо­генеза осуществляются так, что те или другие гены включаются и выключаются в одной и той же клеточной системе. Конюхов считает, что дифференциация связана только с дерепрессией ге­нома «тотипотентных недифференцированных» клеток раннего зародыша. Сначала дерепрессируются гены, контролирующие раз­множение и процессы общего метаболизма, затем активируются первые «тканеспецифические гены», детерминирующие специали­зацию бластомеров в стволовые клетки, а в период гисто- и орга­ногенеза дерепрессируются гены, которые контролируют синтез белков, специфичных для тех или иных клеточных систем. Эта гипотеза возникла в связи с иммуноэмбриологическими исследо­ваниями Конюхова (см. гл. XV) антигенов, возникающих в ходе развития организма (видоспецифические, стадиеспецифические, органоспецифические). Она связана с популярным в 60—80-е годы представлением о стволовых клетках. Определенный клон клеток образуется в результате многократных делений первичной инициа-торной, стволовой клетки, у которой дерепрессируются и затем сохраняются в активном состоянии соответствующие тканеспеци­фические локусы ДНК. Стволовые клетки, думают Конюхов и другие авторы, возникают на стадии гаструлы. Таковы миогенные, хондрогенные, фиброгенные и иные.