среда

И. И. ШМАЛЬГАУЗЕН ОБ ОРГАНИЗМЕ КАК ЦЕЛОМ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

 



В заключение этой главы остановимся на некоторых идеях и, и. Шмальгаузена, внесшего большой вклад в эволюционную морфологию, сравнительную анатомию и эмбриологию.

Вопросы об интегрирующих факторах онтогенетического и фи­логенетического развития до исследований Шмальгаузена совер­шенно не разрабатывались. Были лишь эпизодические высказыва­ния многих авторов. Проблемой интеграции занимались физиоло­ги, а эмбриологи особое внимание уделяли проблеме дифферен­циации. Однако форма и функция неразрывно связаны друг с дру­гом и морфологические явления имеют и свою физиологическую сторону. Резко критикуя идеалистические построения Г. Дриша и других о целом как о чем-то предшествующем частям и опреде­ляющем до конца все свойства клеток, тканей и органов, Шмаль-гаузен дает строго научную, материалистическую интерпретацию понятия «целое» (см. гл. XIII). Он ставил и разрешал вопросы об историческом становлении взаимозависимостей, о возникновении и эволюции корреляционных систем.

Ни на одной стадии развития организм не есть мозаика час-. тей, органов или признаков. Организм на данной стадии развива­ется всегда как специфическое целое. Сложная система связей, т. е. корреляций, обусловливает развитие организма как целого. Прогрессивное усложнение организации (как в филогении, так и в онтогенезе) означает дифференциацию целого и специализа­цию частей. Отдельные «части» приобретают свои самостоятель­ные функции. Однако любая специализированная часть связана с остальным организмом, и—подчеркивает Шмальгаузен — чем более специализирована часть, тем более она становится в зави­симость от других частей организма, обеспечивающих выполнение , основных жизненных функций всего организма (питания, дыха­ния, выделения и др.). Следовательно, «дифференциация и спе­циализация неизбежно связаны с соподчинением частей, с инте­грацией».

«... Любой орган имеет свои специфические функции. Однако, с одной стороны, эти функции подчинены всему организму в це­лом и, с другой стороны, они осуществляются через посредство функциональной деятельности составляющих данный орган тканей и клеток. Каждая высшая система контролирует и координирует работу низшей. В этом выражается и взаимосвязь циклов регуля­ции, которые не изолированы друг от друга, а соединены всегда входными и выходными каналами связи с другими регуляторны-ми циклами. Вместе с тем в функциях высшей системы осущест­вляется не суммирование деятельности низших систем, а их инте­грация. В каждой высшей системе проявляется своя качественная специфика, которая создается только организацией этой высшей системы. Поэтому мы и при рассмотрении формообразовательных систем должны учитывать уровень их интеграции»1