среда

ФЕНОМЕН «МЕРТВЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ»

Перед исследователями встал вопрос: сколь специфично дейст­вие «организаторов», «индукторов»? При пересадке организатора от бесхвостой амфибии (лягушка-жерлянка) зародышу хвостатой амфибии (тритон) была обнаружена индукция медуллярной пла^ стинки. В случае пересадки от зародыша птицы в зародыш три­тона «организатор» также оказывает индуцирующее действие. Это происходит и в случае пересадки зародышу кролика органи­затора тритона.

Было обнаружено, что организатор способен индуцировать и после полного разрушения его структуры, даже после полного разрушения клеток. Перемешивали раздавленные (между двумя стеклянными пластинками) кусочки верхней губы бластопора, делали комочки из них и всаживали в полость бластулы друго­го зародыша. Индукция имела место. Индукционные свойства ор­ганизатора не утрачивались также после кипячения, обработки спиртами и т. п.

В настоящее время ясно, что все эти попытки найти специ­фическое формообразовательное вещество не достигли цели. Хи­мические вещества, принадлежащие к различным группам соеди­нений, дают одинаковый эффект. Ф. Ж. Фишеру и Е. Веймейеру удалось обнаружить положительный результат с тимонуклеиновой и адениловой кислотами. Положительные результаты полу­чены с жирными кислотами из растительных масел, с эфирными вытяжками из печени и сала свиньи, с синтетическими органиче­скими веществами — масляной кислотой и оксилалкоголем. По­ложительные результаты дала нуклеиновая кислота зобной и под­желудочной желез. Л. Барт в 1934—1939 гг. обнаружил индук­ционное влияние ядовитого для животных тканей вещества — цефалина и продуктов его расщепления. Е. А. Финкельштейн получил положительный результат с помощью кусочков агара, пропитанных продуктами гидролиза тканей (1937), или дипепти-дом карнозином (1938). К- Уоддингтон получил индукцию с по­мощью нафталина и сквалена.

В понятие «организатор» стали вкладывать представление о химических формообразовательных веществах. Развивающийся организм представился мозаикой микролабораторий, вырабаты­вающих формообразовательные вещества, а развитие организма — включением в действие разных органообразующих веществ. Стали толковать о веществах, индуцирующих глаза, уши, жабры и пр.