среда

дробление при полном отсутст­вии ядра



Возможно (хотя и уродливое) дробление при полном отсутст­вии ядра, что впервые наблюдала Е. Гарвей в 1936 г. Это сообще­ние было встречено резким скептицизмом эмбриологов, но впоследствии, однако, оно полностью подтвердилось.

Э. Вильсон (1896) сдавливал оплодотворенные яйца Nereis между двумя стеклянными пластинками, при этом первые, три деления происходили в меридиональном направлении. Зародыш оказывался в виде пластинки из восьми клеток. Затем давление ослаблялось, дробление продолжалось, зародыш теперь состоял из восьми микромеров и восьми макромеров. В дальнейшем раз­вивалась. свободноплавающая личинка, у которой зачаток кишки состоял не из четырех, а из восьми макромеров. Четыре ядра макромеров первого квартета (из них развивается апикальный орган и прототрох) в указанных экспериментальных условиях становятся ядрами -энтобластов. Вильсон еще в конце прошлого века заключил, что у полихет дифференциация клеток зависит не от ядра, а от особенностей цитоплазмы.

Дробление в отсутствие ядра у амфибий отмечалось многими авторами. Е. Штауфер в 1945 г. разрушал мужские и женские пронуклеусы в яйцах аксолотлей. В таких опытах отмечен случай развития почти нормальной безъядерной бластулы.

С другой стороны, имеется ряд достоверных фактов о несом­ненном участии генов на ранних этапах развития зародышей. Д. Ф. Паульсон в 1940, 1945 гг. обнаружил, что в результате пол­ной утраты Х-хромосомы происходит нарушение ранних стадий развития дрозофиллы (изменяется продвижение ядер к периферии, уродливо развивается бластодерма). Потеря отдельных участков хромосом может повлечь уродливое развитие нервной системы, кишечника, производных мезодермы.

Уже говорилось об ошибочности представлений многих моле­кулярных биологов и генетиков о половых клетках, как, якобы, недифференцированных. Эмбриологи не имеют оснований поддер­живать эту устаревшую точку зрения. Причина сохранения ста­рого взгляда на структуру и функции яйца и спермия заключа­ются в излишне прямолинейном, хотя и увлекательном представ­лении многих исследователей, согласно которому все морфогене-тические процессы эмбрионального развития обусловлены систе­мой геномных переключений. Излишне оптимистически думают, что для понимания того, как происходит дифференциация, нужно узнать только, когда и какие гены активируются. Однако все -факты, касающиеся ранних этапов эмбрионального развития, заставляют утверждать, что система генетических переключений не может играть решающую роль в ранних стадиях эмбриональ­ного развития.