Центральной мыслью Шмальгаузена о закономерностях онтогенеза является следующая: «... движущие силы индивидуального развития создаются по мере дифференцировки зародыша в результате взаимодействия продуктов этой дифференцировки. Взаимодействие разных частей ведет к новым дифференцировкам и дальнейшим взаимодействиям. Устойчивость организации покоится не на прочности каких-либо структур, а на сложности системы взаимозависимостей (корреляций) и на регуляторном их характере. В результате этих взаимозависимостей организм развивается на всех стадиях как одно согласованное целое,.. Вместо прежнего, недостаточно определенного термина корреляция я употребляю теперь гораздо более выразительный русский термин «взаимодействие».
Из этой важной идеи вытекает много выводов, в частности отношение Шмальгаузена к школе Шпемана, данные которой изложены в настоящей главе. «Мы можем лишь условно говорить об индукторе и реакторе. В процессе взаимодействия они постоянно меняются местами. Всегда реагирующая часть оказывает и обратное влияние на индуктор». «... В большинстве формоообразо-вательных систем обоюдный характер зависимостей совершенно ясен, и выделение индуктора как более активной части системы имеет в значительной мере условный характер»2.
Эмбриологам важно подчеркнуть, что Шмальгаузен говорил о корреляции не в статическом смысле сосуществования признаков, а о закономерностях в соотносительном их изменении.
Шмальгаузену было чуждо какое-либо одностороннее — химическое или иное — представление о корреляциях. Конечно, можно строить классификацию корреляций (взаимодействий) на основании различных критериев; например, по характеру связи — химические, физические и иные. Можно классифицировать взаимосвязи по характеру осуществляемых изменений (стимуляция, депрессия и т. п.) или по специфическим биологическим факторам онтогенеза, при посредстве которых реализуется данная взаимозависимость. Оговаривая, что нельзя провести твердые грани между разными типами корреляций, Шмальгаузен в 1938 г. предложил классификацию, не потерявшую значения и в настоящее время. Он говорил о геномных, морфогенетических и арготических взаимозависимостях.
Геномные зависимости могут осуществляться, по-видимому, непосредственно генами, через какие-то биохимические процессы, совершающиеся в клетках, в которых реализуется изменение; это зависимости не двух или более частей друг от друга, а от одного или нескольких связанных генов.
Так как новые и новые движущие силы индивидуального развития создаются по мере дифференцировки зародыша, а значит, не обязательно проводить в каждом случае прямую линию от того или иного гена ко всем возникающим в онтогенезе взаимодействиям (хотя все события в онтогенезе в конечном счете обусловлены генотипически), Шмальгаузен выделяет морфогенетические корреляции. Это взаимозависимости между двумя (или более) морфогенетическими процессами.