среда

блестящие успехи генетики

 



Уже говорилось, что блестящие успехи генетики оказались без всякой связи с эмбриологией. «С этой стороны, существовали алгебраические символы генов А, В, С, за которыми еще не было вскрыто никакой физико-химической или биологической реальности, а с другой,— были сформированные признаки». Между «геном» и «признаком» оказалась «пропасть». «Я твердо уверен, что именно решение проблемы наследственного осущест­вления информации в процессе индивидуального развития, про­блем генетики развития, стало сейчас направлением главного удара не только генетики, но и всей современной общей биоло­гии».

Несмотря на усилия многих талантливых ученых по заполне­нию «пропасти» между геном и признаком, успехи пока черезмер-/ но скромны. Прогресс генетики, биохимии, эмбриологии обеспе­чивает в настоящее время возможность заполнения «пропасти» между геном и признаком.

Основной метод генетики — гибридологический анализ, скре­щивание самцов и самок с альтернативными признаками, регист­рация признаков у потомков. Объектом же эмбриологии являются процессы развития, становление в онтогенезе типовых, семейст­венных, родовых, видовых признаков; это закономерности про­цессов дробления, гаструляции, органогенеза. Почему, к примеру, развиваются два глаза, четыре конечности, та или иная структура у семяпочки растений и т. п.? Как видим, объекты исследований у эмбриологов (процессы развития) и генетиков (сопоставление «начала» развития с итоговыми этапами) были существенно раз­личными.

Понятия «ген», «генотип», «фенотип» предложил в 1909 г. В. Иоганнсен. Он выступил одним из первых против представле­ния об организме как о сумме признаков, каждому из которых соответствует самостоятельный наследственный зачаток. Фенотип особи он определил как совокупность доступных непосредствен­ному наблюдению или анализу признаков. Описательно он представлял его крайне расчлененным, морфологически — как элементы при постройке, физически — как отдельные свойства или функции, химически — в виде отдельных составных частей и пр. Живой организм он понимал как целое, как единую систему не только во взрослом состоянии, но и в те­чение всего развития.

Естественное соотношение генетики и эмбриологии не может складываться на основе гегемонии взглядов и гипотез, вытекаю­щих из анализа фактов, полученных только генетическими или только эмбриологическими методами исследования.