В ХОДЕ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗАРОДЫША И В СЛУЧАЕ ПЕРЕСАДКИ ЕГО В ДРУГОЙ ЭМБРИОН!
Этот вопрос должен быть дополнен другим (который будет разобран ниже): аналогично ли действие живого и мертвого организаторов в случае трансплантации их в эмбрион? Ответы на эти вопросы имеют решающее значение для интерпретации всех данных шпемановской школы.
Такая постановка вопросов была сделана Б. П. Токиным еще в самом начале увлечений открытием мертвых организаторов и тогда же им был дан отрицательный ответ на них. Филатов в 1935 г. также дал отрицательный ответ на второй вопрос.
Требуется вспомнить, как протекает процесс гаструляции и как возникает закладка нервной системы у амфибий (см. гл. VII и рис. J73). Нами уже обращалось внимание на тот факт, что первичный организатор, т. е. дорсальная губа бластопора, не является какой-либо хотя бы относительно стабильной структурой. В нормальном развитии организатор — это подвижное, меняющееся клеточное образование. Некоторые эмбриологи очень удачно называют губу бластопора «речкой клеток». Через губу бластопора проходит клеточный материал обширной поверхности, находящийся между нею и анимальным полюсом.
Если пересаживать дорсальную губу бластопора со стадии ранней гаструлы, то она индуцирует комплекс осевых зачатков переднего отдела зародыша, а если пересаживать эту же губу со стадии более поздней гаструлы, то тогда она индуцирует комплекс осевых зачатков туловищно-хвостового отдела. Это означает, что в зависимости от того, какой клеточный материал ока« зывается в момент трансплантации в области дорсальной губы, его индукционные способности окажутся неоднотипными. На основании этих и аналогичных экспериментов были созданы представления о существовании двух типов индуцирующих воздействий первичного организатора: передне-мозгового и спинно-хвосто-вого. Как увидим далее, это дало основание для поиска так называемых «неирализующих» и «мезодермализующих» веществ (Л. Саксен, С. Тойвонен, 1963).