среда

ИНДУКЦИЯ ВТОРИЧНЫХ ЭМБРИОНОВ —ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИЭМБРИОНИИ

В результате воздействия пересаженных мертвых организаторов развиваются два зародыша: один — вследствие обычных процес­сов развития, другой — из клеточного материала того же зароды­ша под влиянием организатора. Конечно, не всегда наблюдается столь отчетливая картина, но даже и в случае образования не всех осевых органов вторичного эмбриона, а лишь вторичной ме­дуллярной пластинки имеется одно и то же явление — развитие в сторону целого организма.

В самом деле, что означает индукция вторичной медуллярной пластинки? Она образуется на определенной стадии развития за­родыша, на стадии, когда и сам нормальный первичный эмбрион представлен лишь медуллярной пластинкой как наиболее диф­ференцированной частью целого.. На этом этапе онтогенеза жи­вотного нет еще ни органов слуха, ни глаз, ни конечностей, ни сердца и т. д.; характеристикой продвинувшейся дифференциров-ки эмбриона на данной стадии развития служит именно медулляр­ная пластинка. Вторичный эмбрион столь же полноценен, он так­же представлен самой дифференцированной на этой стадии ча­стью — медуллярной пластинкой. Выходит, что если бы дальней-. шего развития индуцированного эмбриона и не происходило (что вполне естественно, если принять во внимание условия экспери­ментов), то мы обязаны были бы говорить о развитии эмбриона, о развитии целого. То, что часто развивается дефектный зародыш, не должно смущать биологов, ибо иного результата трудно ожи­дать в условиях опытов.

Мы делаем общий вывод: клеточный материал хозяина под влиянием индуктора вместо дифференциации в определенные тка­ни и органы и образования частей зародыша развивается в целый организм, в добавочный эмбрион. Явления биологически различ­ные нельзя оценивать как идентичные. С одной стороны, устанав­ливается взаимозависимость частей развивающегося эмбриона: слуховой пузырь — слуховая капсула, глазной бокал — хрусталик, дорсальная губа бластопора — медуллярная пластинка и т. д. С другой стороны (в опытах с трансплантацией индуктора в чу­жой эмбрион), мы имеем явление нарушения нормальных взаи­мосвязей частей развивающегося организма, дезорганизацию, луч­ше сказать, дезттег^рщйг нормальной клеточной системы, раз­витие некоторых клеточных комплексов не в сторону отдельных частей, а по линии целого организма.

Факты и анализ и$ принуждают прийти к выводу: если антро­поморфное понятие «организатор» имеет какой-либо смысл в при­менении к развитию организма, поскольку делается ударение на связи клеток и их комплексов, то понятие «организатор» в опы­тах трансплантации в чужой эмбрион (в живом или мертвом со­стоянии этот материал пересаживается, взят ли он от раздавленных дафний или от трупа человека) лишено вообще всякого био­логического смысла.