среда

В пользу проникновения химических индуцирующих веществ

 



косвенно говорят положительные результаты опытов с бесклеточ­ными экстрактами из индукторов. Использовались, например, фракции экстракта из куриного эмбриона, содержащего «мезо-дермальный индуктор»: возникали нервные клетки, меланофоры или мышечные волокна и клетки хорды.

Ж. Сирлин (1956), С. Брама и К. Уоддингтон (1956, 1959) и другие авторы использовали метод радиоактивных меток. Для этого вводили в ткани зародыша-донора меченные по S или С соединения (метионин, глицин и др.). Затем индуцирующие части трансплантировали в зародыш-реципиент, вызывая индукцию либо нервной пластинки, либо других зачатков. Исследовалось, содержатся ли радиоактивные атомы в индуцированных из тканей хо­зяина образованиях? В результате была обнаружена высокая ра­диоактивность в индуцированной нервной пластинке, и нередко менее радиоактивными оказывались мезодермальные и энтодер-мальные ткани хозяина. Эти эксперименты, однако, не дают до­казательства того, что имеет место проникновение «индукторов» именно в реагирующие клетки, так как большая концентрация радиоактивных веществ в индуцированной нервной пластинке мо­жет еще проще объясняться более высоким обменом веществ в ней. Эти опыты также не дают доказательств в пользу предположений о концентрации радиоактивных веществ на поверхности клеток индуцированных структур. Основной недостаток метода — полная неясность вопроса, проходят ли меченые субстанции в их исход­ной форме (аминокислоты или нуклеиновые кислоты), или же они окажутся включенными в другие макромолекулярные соединения, которые и будут иметь какое-либо значение в дифференциации клеток? Значит, если в опытах такого рода и убеждаешься, что те или иные меченые вещества проникнут через клеточные мем­браны, нельзя, однако, решить, имеет ли это отношение к индук­ции.

Многие исследователи использовали иммунохимические методы. Д. Раунде и К. Фликинжер (1958) культивировали химерные экс­плантаты, состоявшие из мезодермы лягушки и эктодермы три­тона. Через 4—5 дней культивирования ткани отделяли и изуча­ли антигенные свойства эктодермы тритона: содержатся ли в ней антигены лягушки? Результаты опытов позволили сделать за­ключение о переходе белков лягушки в ткани тритона. Конечно, вывод этот не очень обоснован, так как возможны «загрязнения» энтодермы клетками (или их обрывками) мезодермы.

С. Тойвонен на основании своих опытов и данных других ав­торов предположил, что антигенный материал не только может прилипать к поверхности клеток, но и проникать в протоплазму, несмотря на то, что речь идет о макромолекулярных частицах, подобных белкам. Таким образом, по-прежнему химия индукции неясна.