среда

слу­чаи неудач опытов по изоляции бластомеров



Обратимся снова к фактам. Уже из сказанного ясно, что слу­чаи неудач опытов по изоляции бластомеров, невозможность по­лучить из изолированных бластомеров целые зародыши сами по себе не оправдывают еще необходимости разделения яиц на де-термированные и регуляционные. Исследователь встает перед по­ка непреодолимыми техническими трудностями в опытах по изо­ляции бластомеров у многих животных. Невозможно, например, освободиться от оболочек яиц некоторых животных без разруше­ния зародышей, находящихся в норме под давлением внутрияйце-вой жидкости.

Не преодолены технические трудности в опытах по изоляции бластомеров, например, у яиц нематод. Один из первых двух бла­стомеров яйца аскариды убивали ультрафиолетовым лучом (дру­гой бластомер затемняли и, значит, сохраняли живым). Развития живого бластомера не наблюдалось. Такой результат, однако, мо­жет быть объясним техникой опыта, что следует из анализа инте­ресной дискуссии конца прошлого столетия, разгоревшейся меж­ду В. Ру и другими исследователями.

В. Ру в 1887 г. укалывал горячей иглой один из первых блас­томеров зародыша лягушки. Оставшийся живым бластомер раз­вивался, но разрушение другого ведет за собой недоразвитие всей половины тела зародыша (рис. 106). Ру сделал вывод в пользу своего представления о зародыше как мозаике бластомеров, судь­ба которых предопределена.

О, Гертвиг в 1893 г. и другие исследователи, возражая Ру, до­казывали, что из каждого бластомера развивается целый нор­мальный зародыш. Эксперименты обеих спорящих сторон были безупречны. Особенности же в результатах объяснялись, с.однсй стороны, разной техникой опытов, а с другой — излишне односто­ронней оценкой результатов, продиктованной предвзятой точкрй зрения. В опытах Ру в сущности не было изоляции бластомеров: оставался убитый «привесок», и это отразилось на формообразо­вательных процессах. Происходила задержка регуляции вследст­вие механического препятствия регулятивным перемещениям со стороны прижатой к зародышу массы мертвой протоплазмы уби­того бластомера. Регуляция, однако, наступает: происходит, по выражению Ру, «постгенерация» и развивается целый организм.

Аналогичная ситуация может быть отмечена и в отношении яиц аскариды. Если оплодотворенное яйцо аскариды подвергнуть центрифугированию, то дробление изменится таким образом, что первые два бластомера окажутся равноценными и в обоих бласто-мерах не произойдет диминуции хроматина, т. е. начнется как бы развитие двойников. Это свидетельствует о том, что до начала дробления яйца аскариды обладают высокой регулятивной спо-собноствюг Вероятно, при несовершенных способах изоляции бластомеров у моллюсков и червей могут быть еще большие по­мехи в развитии целого организма из отдельных бластомеров.

Из всех изложенных данных вытекает вывод: разграничение яиц с детерминированным развитием и яиц регулятивных относи­тельно.