среда

теория В. Брандта



Другим примером идеалистических взглядов на развитие орга­низмов может служить теория В. Брандта, созданная в 1931 г. Согласно его взглядам главные явления в онтогенезе — осущест­вление «типа», «формы как таковой». Форма противопоставляется конкретным процессам дифференциации, обусловленным наслед­ственностью. Осуществление «типа развития» происходит через процесс детерминации, который является самостоятельным, неза­висимым от наступающей позднее дифференциации. Дифференци­рующаяся материя пассивна, в нее возможно «вкладывать» при помощи процесса детерминации различные формы. Форма как та­ковая — «субъект», могущий быть отождествленным с кантовской «вещью в себе». Детерминация — акт, яри котором нематериаль­ное начало («тип», «воля к природе») воздействует на материю. Эти взгляды, как и более сложная концепция Дриша, имеют в основе два утверждения: пассивность развивающегося материала и наличие внешних нематериальных «факторов», определяющих развитие.

Существовало много причин для возникновения виталистиче­ских концепций в биологии; одна из них — примитивность и бес­помощность механистического материализма в объяснении явле­ний целостности живых существ. Дриш в молодости был сторон­ником «механистического» объяснения жизненных явлений, но впоследствии стал лидером неовитализма.

Эксперименты Дриша внесли существенный вклад в проблему детерминации и регенерации. Ряд предложенных им терминов и понятий, очищенных от идеалистического истолкования соответ­ствующих этим терминам явлений, стал достоянием эмбриологии.

Таковы понятия «проспективная потенция» и «проспективное зна­чение».

Некоторые эмбриологи (например, Ю. Шаксель), считая себя материалистами, объявили проблему «организм как целое» лож­ной, чуждой научной эмбриологии и вместо разработки этой проб­лемы отстранились от нее, поверхностно критикуя витализм. Меж­ду тем давно известно множество явлений, свидетельствующих об интеграции зародышей. Давно уже стала очевидной несостоятель­ность представлений о зародыше как о мозаике частей. Неудов­летворенность теориями индивидуального развития, игнорирующи­ми бесспорные факты интеграции зародышей и не считающихся с проблемой организма как целого, явилась одной из причин для создания гипотез об эмбриональных полях.