среда

При метаморфозе происходит развитие легких

 



а вместе с ни­ми— легочных артерий и вен. Затем атрофируются внутренние жабры, исчезает жаберная крышка. Открываются и быстро раз­виваются передние конечности, ускоряется рост и задних конеч­ностей. Вследствие изменения в притоке крови к разным частям тела, особенно вследствие усиленного роста задних конечностей (в связи с чем кровь в задней части тела направляется главным образом в бедренную аорту и по бедренным венам возвращается в нижнюю полую вену), происходит отмирание клеток хвостового плавника, хвостовых мышц и хорды, атрофия личиночного хвоста. При этом разыгрываются фагоцитарные и воспалительные про­цессы

Большие преобразования совершаются в кишечнике, он укора­чивается, происходят гистогенетические преобразования. Реконст­руируется голова, формируется среднее ухо, развиваются слезные железы век. Изменяется строение челюстей и черепа, отпадают клюв и роговые зубы, сильно вырастают глаза.

Скелет подвергается также большим, но более медленным пре--образованиям — происходит окостенение хрящевых частей и обра­зование накладных костей. Большие изменения наблюдаются в мочеполовом аппарате. Происходят структурные изменения кожи.

Среди хвостатых амфибий особый интерес представляет аксолотль, являющийся личиночной стадией амбистомы (мексиканской хвостатой амфибии). Аксолотль, сохраняя личиночную организа­цию, приобретает способность к размножению. Это явление полу­чило название неотении.

У подвергающихся метаморфозу хвостатых амфибий перестрой­ки тканей и органов менее резкие. Однако регрессивные явления имеют место. Так происходят атрофия наружных жабр, резорб­ция части хвостового плавника, изменения в головной области, особенно в висцеральном скелете, в структуре кожи.

Вопросы о механизмах регуляции процессов метаморфоза здесь не рассматриваются. Они крайне сложны и своеобразны у разных животных.

Путем многочисленных и разнообразных опытов доказано, что. метаморфоз амфибии связан с деятельностью щитовидной железы. Этот процесс возможен только при условии функциональной зре­лости всей системы: гипоталамус — гипофиз — щитовидная железа.

В какой-то момент преметаморфоза (когда уровни тиреоидного и тиреотропного гормонов очень низкие) гипоталамус становится чувствительным к тиреоидному гормону и стимулирует освобож­дение тиреотропного гормона, который повышает уровень тиреоид­ного гормона, обеспечивая метаморфоз (М. С. Мицкевич, 1978).

Таким образом, метаморфоз всегда связан с изменениями в образе жизни животного и соответственно имеет приспособи­тельное значение. В то же время в его осуществлении участвуют очень сложные внутренние механизмы.