среда

Метанефрос

 



— дефинитивная почка (у птиц и млекопитающих) развивается из несегментированной массы нефротомов задних сегментов туловища и из эпителиального зачатка вторичного мо­четочника. Почечные канальцы образуются из тяжей нефротом-ного клеточного материала, в котором возникают просветы. Про­исходит развитие канальцев, они соприкасаются с внедряющи­мися разветвлениями почечных артерий, возникают мальпигиевы тельца. Еще до этих процессов начинается образование мочеточ­ников. У человека в начале четвертой недели концевые отделы вольфовых каналов утолщаются и на дорсальной стороне утол­щений образуются небольшие выпячивания, которые врастают в нефрогенные массы клеток и превращаются в каналы — зачатки мочеточников, а возникающие на их концах расширения дают начало формированию почечных лоханок. В нефрогенной массе клеток происходит тканевая дифференциация, развиваются два слоя. Внутренний слой, облегчающий вросшие зачатки почечных лоханок, дифференцируется затем в извитые канальцы и маль­пигиевы тельца. Клетки наружного слоя дифференцируются в соединительную ткань — строму и волокнистую оболочку дефи­нитивной почки (см. рис. 91, Д).

Возникшие из стенок вольфовых каналов правый и левый мо­четочники после разделения клоаки на прямую кишку и моче­половой синус открываются в последний благодаря отверстиям вольфовых каналов. Когда происходит развитие и обособление от мочеполового синуса мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, мочеточники обособляются от вольфовых каналов, на спинной стороне мочевого пузыря образуется самостоятельное отверстие мочеточников.

Развитие органов размножения очень тесно связано с развитием выделительной системы. Это единый комплекс развивающих­ся структур.

Сложные процессы развития мочеполовой системы у млекопи­тающих— появление пронефроса, мезонефроса и метанефроса—* сопровождаются тем, что некоторые органы появляются, а затем полностью исчезают, так и не начав специфически функциониро­вать (рудиментарный пронефрос). При редукции предпочки, раз­витии первичной и затем вторичной почек и половых органов происходят разнообразные морфогенетические движения, дегене­рация тех или иных клеточных масс, фагоцитарные явления и другие процессы. Эмбриология не располагает еще вполне удов­летворительным анализом этих явлений, в частности в аспекте иммунологическом (см. гл. XV). Неясны также вопросы о зна­чении . для развития зародыша формирования рудиментарных органов. То, что предпочка у млекопитающих не выполняет своей специфической выделительной функции, еще не означает, что ее развитие и резорбция не играют никакой функциональной, фор­мообразовательной роли. Предпочка у высших позвоночных — не только «воспоминание» о предках. Впоследствии (гл. XI) мы узнаем, например, что не выполняющая специфической функции хорда, развивающаяся у зародышей амфибий, имеет большое «функциональное значение», так как развитие нервной системы не может происходить без взаимодействия с этим зачатком