среда

Огромное число корреляций



Огромное число таких корреляций, как мы видели, установле­но школой Шпемана: хордомезодерма и развитие нервной систе­мы из прилегающей эктодермы; преобразование эктодермы в на­ружную часть роговицы под влиянием хрусталика глаза; зачаток глаза определяет развитие хрусталика и т. д.

Шмальгаузен выделяет эргонтические корреляции, иначе — функциональные. Это соотношения между частями (например, ор­ганами), обусловленные функциональными зависимостями между ними. «При изменении одного элемента корреляционной пары его функция изменяется, и это изменение сказывается и в изменени­ях строения связанного с ним другого элемента. Я подчеркиваю, что здесь говорится не просто о зависимости в функциях, а о по­бочном формообразовательном эффекте этой зависимости».

Эргонтические корреляции — это зависимости, устанавливаю­щиеся через дифинитивные функции, характерные для различных органов уже сформированного организма. Примеры таких корре­ляций: зависимость между развитием нервных центров, нервов и развитием периферических органов; зависимости между развити­ем мышцы, нервов и кровеносных сосудов, снабжающих мышцу; зависимость между развитием мышцы и формированием скелет­ных частей, к которым эти мышцы прикрепляются, и т. п.

Различные типы корреляций характерны для этапов индивиду­ального развития. «Так как морфогенетические процессы сами приводят к новым соотношениям, новым связям, то они вместе с тем вносят такие изменения в процессе развития, которые вы­зывают новые морфогенетические процессы. Таким образом раз­вертывается целая цепь взаимно обусловленных процессов формо­образования» .

Как видим, анализ явлений дифференциации и детерминации, который был дан в настоящей главе, не противоречит высказы­ваниям выдающегося естествоиспытателя.

В настоящей главе мы познакомились с большим количеством фактов, гипотез. Этим далеко не исчерпываются ни факты, ни ги­потезы, относящиеся к проблеме детерминации. Отчасти этой про­блемы мы касались, давая анализ ранних стадий развития заро­дышей (гл. IV, V и др.). В дальнейшем мы в сущности будем про­должать изучать центральную проблему эмбриологии почему раз­вивается организм и почему происходит дифференциация.