о роли спинной губы бластопора в развитии амфибий вызвали, особенно в 1925— 1940 гг., огромное количество работ. Многие исследователи показали наличие организационных центров у различных эмбрионов: у бесхвостых амфибий, рыб и птиц. Понятие «организационный центр» стало вскоре применяться и в отношении взрослых организмов в связи с процессами регенерации. Стали говорить об организаторе у гидры (гипостом), нашли организаторы у плана-рий, насекомых, иглокожих. Одновременно стала формироваться теория индивидуального развития Шпемана. Эмбриональное развитие стало представляться как включение в действие все новых и новых «индукторов», «организаторов». Этому способствовали-превосходные экспериментальные исследования органогенеза, результаты которых, к сожалению, стали трактоваться крайне односторонне. Губа бластопора стала называться организатором 1-го порядка, глазной бокал (индуцирующий хрусталик) и слуховой пузырек (индуцирующий слуховую капсулу) — организаторами 2-го порядка и т. д.
Ценные результаты многочисленных исследований школы Шпе-мана и его последователей из других лабораторий, давших эмбриологии блестящее доказательство взаимозависимости частей зародыша, его интеграции "на любой стадии развития, стали трактоваться все более односторонне, как действие организаторов на якобы индифферентный клеточный материал. Это была своеобразная полоса в развитии эмбриологии, когда, казалось, найдено было основное в объяснении процессов формообразования и критические замечания отдельных ученых (Д. П. Филатов, 1935; Б. П. Токин, 1934) против односторонних увлечений рассматривались как что-то мешающее развитию науки. Создавшаяся в то время «теория организационных центров», несомненно, содержала излишне односторонние и даже фанатичные взгляды, которые потерпели поражение перед лицом новых, не менее увлекательных фактов, обнаруженных впоследствии самой же шпе-мановской школой.