среда

Исследования лаборатории Г. Шпемана

 



о роли спинной губы бластопора в развитии амфибий вызвали, особенно в 1925— 1940 гг., огромное количество работ. Многие исследователи пока­зали наличие организационных центров у различных эмбрионов: у бесхвостых амфибий, рыб и птиц. Понятие «организационный центр» стало вскоре применяться и в отношении взрослых орга­низмов в связи с процессами регенерации. Стали говорить об организаторе у гидры (гипостом), нашли организаторы у плана-рий, насекомых, иглокожих. Одновременно стала формироваться теория индивидуального развития Шпемана. Эмбриональное раз­витие стало представляться как включение в действие все новых и новых «индукторов», «организаторов». Этому способствовали-превосходные экспериментальные исследования органогенеза, ре­зультаты которых, к сожалению, стали трактоваться крайне од­носторонне. Губа бластопора стала называться организатором 1-го порядка, глазной бокал (индуцирующий хрусталик) и слу­ховой пузырек (индуцирующий слуховую капсулу) — организато­рами 2-го порядка и т. д.

Ценные результаты многочисленных исследований школы Шпе-мана и его последователей из других лабораторий, давших эмб­риологии блестящее доказательство взаимозависимости частей зародыша, его интеграции "на любой стадии развития, стали трактоваться все более односторонне, как действие организаторов на якобы индифферентный клеточный материал. Это была свое­образная полоса в развитии эмбриологии, когда, казалось, най­дено было основное в объяснении процессов формообразования и критические замечания отдельных ученых (Д. П. Филатов, 1935; Б. П. Токин, 1934) против односторонних увлечений рас­сматривались как что-то мешающее развитию науки. Создавшая­ся в то время «теория организационных центров», несомненно, содержала излишне односторонние и даже фанатичные взгляды, которые потерпели поражение перед лицом новых, не менее увле­кательных фактов, обнаруженных впоследствии самой же шпе-мановской школой.